Б.К.С. АйенгарСоветыО йогеМагазинПартнерыЛитератураВидео

Методика

Методика Айенгара

"Мой предмет йога - путь, который совершенствует тело и чувства, успокаивает ум, воспитывает рассудок и приводит к покою души, которая есть суть нашего существа. К сожалению, многие люди, не постигшие глубины йоги, считают этот духовный путь самореализации просто физической дисциплиной, а практику хатха-йоги - только формой гимнастики. Но йога есть нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает человека во всей его целостности на клеточном, ментальном, интеллектуальном и духовном уровнях".

"Дерево йоги". Б.К.С. Айенгар

Благодаря Шри Б.К.С. Айенгару йога пережила свое второе рождение. На этот раз она покорила не только Индию, но и весь мир. Теперь к йоге может приобщиться каждый независимо от возраста, пола национальной и религиозной принадлежности, состояния здоровья.

Создавая свой метод обучения йоге, Айенгар глубоко проник в сущность асан (поз) и усовершенствовал их. Эта глубина понимания и стала важнейшим новшеством Айенгара: он неустанно добивался все более совершенного выполнения поз йоги.

Оставаясь требовательным учителем, Айенгар стремился приспособить преподавание йоги к потребностям учеников. Если у них что-то не получалось, он просто помогал им принять нужное положение. Объяснений давал мало, дополнительных приспособлений не использовал. Айенгар надеялся, что ученики достигнут его уровня самостоятельно; со временем некоторым из них это в определенной степени удалось. Но когда он стал известен как прекрасный учитель и практик, число его учеников резко возросло, и систему преподавания нужно было приспособить к новым условиям. Кроме того, он столкнулся с новыми физическими изъянами у учеников, вследствие чего пришлось создавать особые технические приспособления и использовать вспомогательные материалы: ремни, валики, скамьи, подставки разного размера и формы. Благодаря этому он сумел сделать йогу доступной всем независимо от возраста и физической формы.

Но важнее всего, что Айенгар откликнулся на желание западных учеников понять сущность асан, а не просто слепо выполнять их; в результате они учились сознательно приспосабливать позы к собственным телам. То есть Айенгар разработал метод словесного обучения, который прекрасно дополнял его тончайшую чувствительность к телу и его движениям. Общим итогом его работы стало то, что он показал западному миру систему развития, которую сам называл "разумностью тела". Разум, заставляющий тело двигаться, способствует тому, что тело остается на некоторое время в одной позе.

Без осмысления движения не будут выполняться точно, и это скажется на качестве выполнения поз, что в свою очередь не принесет вам пользы от занятий йогой.

Основные ее позы требуют участия каждой части тела. Дело, например, не в том, чтобы просто привести в движение позвоночник в какой-то позе. Тут необходима своего рода последовательность. Позвоночник должен опираться на таз, голени и ступни. Ему должны помогать грудная клетка, шея, руки и кисти. То есть, принимая ту или иную позу, нужно научиться осознанно вовлекать свое тело и разум в ее построение. На самом деле наше тело обладает врожденной целостностью, оно внутренне не разделяется на различные части, и методика занятия строится исходя из этого понимания. Если заниматься йогой, игнорируя такой целостный подход, польза от нее будет сомнительной.

Да, вот такой научно-обоснованный подход, на первый взгляд сложный, и отличает йогу Айенгара от других стилей йоги. Но это абсолютно верно, если задуматься тем, кому вы доверяете свое тело и психику для занятий йогой. Кто будет вашим преподавателем? Насколько он сам образован? В разных частях света миллионы людей посещают центры йоги Айенгара. Унифицированная система сертификации преподавателей йоги Айенгара гарантирует верность методу. На сегодняшний день - это самый безопасный метод занятий йогой и самый объемный. Огромное количество поз, которые до этого были практически забыты, играют важную роль в йоге Айенгара.

Разнообразие выполняемых асан обеспечивает целостное воздействие на организм человека, его тело, психику и состояние ума. Далеко не чужды этому методу и динамические последовательности асан и сложные позы. От всех остальных методов йоги его отличает качество выполнения асан. Б.К.С. Айенгар считает, что достаточно регулярно и искренне заниматься асанами (позами) и пранаямой (дыхательными упражнениями), и человек естественным образом вступает на путь самосовершенствования.

Меняется тело и дыхание, меняется ум. Направляя внимание на разные части своего организма и ощущая их работу, мы делаем ум более сосредоточенным и цельным.

В заключение можно сказать, йога незаменима для развития гибкости, силы, выносливости и общего здоровья. Она может быть использована для поддержания расслабления и хорошей осанки. Она исправит мышечную неразвитость и скелетные недостатки. Она поможет излечиться или не допустить заболевания. И даже больше - она дает глубокий и жизнерадостный душевный настрой, берущий свое начало от личной сознательности и принятия самих себя, опирающихся на самоопределение и ответственность за свои поступки, которых требует методика. И когда вы почувствуете, что она по-новому раскрывает вас, позволяя намного полнее и свободнее чувствовать себя и быть собой, вы высоко оцените этот факт.